Раби Натан был прежде всего хасидом (последователем, учеником) в полном смысле этого слова.
Он целиком посвятил всю свою жизнь распространению учения раби Нахмана и его сохранению для будущих поколений евреев.
Раби Натан Штернгарц родился в Немирове, Украина.
Его отец рэб Нафтали-Герц был богатым дельцом и знатоком Торы.
Когда раби Натан был мальчиком, он уже искал ответы на вопрос - в чём состоит цель жизни в этом мире.
Его учитель был изумлён - как это мальчику легко удается разобрать трудный отрывок Талмуда, который они учили.
В 1793 раби Натан, которому в то время было только тринадцать лет, женился на Эстэр-Шейндл Ауэрбах, дочери раби Давида-Цви Ауэрбаха.
Два года молодая пара жила в доме раби Давида-Цви в Шаргороде.
Уровень атмады (усидчивости, старательности в учёбе) юного раби Натана был невероятно высоким.
Как сын митнагеда (противника хасидизма) и как зять митнагеда, раби Натан был в то время сам противником хасидского движения.
В 1795 по требованию родителей раби Натана молодая пара вернулась в родной город раби Натана – Немиров.
Два близких друга раби Натана - раби Липа и раби Нафтали - стали последователями одного из хасидских вождей.
Раби Натан проводил со своими друзьями много времени, обсуждая с ними это новое движение.
Они неустанно старались его убедить в преимуществах этого движения. В течение последующих пяти лет он регулярно посещал нескольких хасидских вождей.
Раби Натану пришлось быть очень мужественным, чтобы решиться на это – посещать хасидских вождей.
Он понял со временем, что хасидизм – замечательный путь служения Б-гу.
Раби Натан часто ездил в Бердичев, учиться под руководством раби Леви-Ицхака.
В 1802 раби Нахман переехал из города Златополье в Браслав.
Раби Натан в первый раз встретился с раби Нахманом в воскресенье 22-го Элула 1802.
Он провёл всю ту зиму в поездках из Немирова в Браслав к ребе Нахману и обратно.
Он стал самым близким учеником Ребе, и Ребе поручил ему огромное по сложности и ответственности задание: собрать и записать всё учение раби Нахмана в систематическом порядке.
На следующий год по рекомендации раби Нахмана раби Натан взялся за интенсивное изучение aлахи (Еврейский Закон).
Раби Натан оставался верным учеником и хасидом своего Ребе в течение семи последующих лет.
Он продолжал записывать все уроки и поучения раби Нахмана, постепенно организовывая их в форме книг.
После нескольких пожаров в Браславе раби Нахман переехал в Умань.
Во вторник 4-го Ияра 1810 раби Нахман покидает Браслав.
Раби Натан сопровождает его в этой поездке. Ребе едет в свой последний дом в этом мире.
Он желал быть погребённым в Умани, возле двадцати тысяч мучеников, зверски убитых гайдамаками во время восстания Гонты в 1768.
Раби Нахман умер в четвёртый день праздника Суккот.
Раби Натан понял, что долгом его жизни является выполнение той миссии, которую на него возложил раби Нахман – распространить его учение во всём мире, и с помощью этого приблизить своих братьев к Б-гу.
Он посвятил последующие 34 года своей жизни выполнению этой миссии.
На протяжении 34 лет раби Натан написал и издал несколько книг, таких как «Ликутей Эцот» - расширенный вариант «Кицур Ликутей Моаран», составленного по темам; «Ликутей Тфилот» - уникальный сборник молитв, основанных на уроках раби Нахмана.
Раби Натан завершил свой энциклопедический труд «Ликутей алахот». Он опубликовал книгу «Сказочных историй» раби Нахмана, а также «Сихот а-Ран» - сборник задушевных бесед Раби.
Зимой 1822 раби Натан и его ученик раби Иеуда- Элиэзэр отправились в Страну Израиля.
В Пятницу 10-го Тевета 1844-го Раби Натан встал рано, чтобы дать урок своим ученикам ещё до рассвета.
После урока он передал своим ученикам свой последний завет: «Держитесь вместе и любите друг друга!»
Через несколько минут после зажигания субботних свечей 20 декабря 1844 в городе Браславе раби Натан возвратил свою чистую душу Создателю.
На исходе Субботы 12-го Тевэта, раби Натан был погребён у входа в Браславское кладбище.
Две книги раби Натана были опубликованы после его смерти: «Алим лэ-труфа» – сборник его писем, и «Йемей Моаранат», его личный дневник.
|