В ней уже присутствовало то, что составит идейный стержень его последующей драматургии: верность идеям революции, честность и благородство участвовавших в ней людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.
Шатров считается одним из самых известных драматургов поздней советской эпохи. Среди его пьес, которые ставились в театрах - "Синие кони на красной траве", "Диктатура совести", "Шестое июля", "Брестский мир", "Большевики", "Погода на завтра", "Глеб Космачев", "Дождь лил как из ведра", "Именем революции" и другие.
Герои его революционных пьес не укладывались в канонические рамки "лакированной" официальной истории.
У М. Шатрова созревало желание создать в кино и театре образ В. Ленина, лишённый хрестоматийного глянца, вписать его действия в реальную историческую ситуацию.
Так в 1969 зародился замысел основанного на исторических документах киноромана "Брестский мир".
Однако присутствие среди действующих лиц Л. Троцкого и Н. Бухарина исключало возможность появления этой работы в печати. Роман появился на страницах журнала "Новый мир" только в 1987.
Исторической канвой драмы"Шестое июля" (1962), послужили события 1918, связанные с мятежом левых эсеров.
Принципиальным новаторством этой драмы было раскрытие характера противника большевиков — Марии Спиридоновой как цельного, искреннего, идейно убежденного человека. Важным было также рассмотрение возможности существования многопартийности.
У драматурга зреет замысел создать цикл "Драмы революции". Драма "Большевики" ("Тридцатое августа") поднимает одну из острейших проблем жизни общества на переломах истории — революционное насилие, его границы, допустимость и условия применения. Легко выстраивалась параллель с 1937.
В этот же период М. Шатров создает сценарий четырех киноновелл о В. Ленине: "Поименное голосование", "Полтора часа в кабинете Ленина", "Воздух Совнаркома", "Коммуна ВХУТЕМАС".
Набирает силу кампания по обвинению М. Шатрова в искажении исторической правды, в подтасовке документов, в проведении ревизионистской линии. Драматургу запретили писать произведения историко-революционной тематики.
В связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне М. Шатров пишет пьесу "Конец" ("Последние дни ставки Гитлера"), появление которой на сцене Театра Советской армии также оказалось сопряжено со многими трудностями.
В 1975 пьеса была поставлена в ГДР. История прихода нацистов к власти была исследована М. Шатровым в сценарии "Когда другие молчат" (1987), где на примере судьбы Клары Цеткин ставился вопрос о личной ответственности политика за ошибки, совершаемые его партией, перед народом.
Нарастающий шквал обвинений против основателя социалистического государства, возникший в обществе раскол, появление разных точек зрения на суть и судьбу социалистических идей, обсуждение которых стало возможным с наступлением гласности, подвигли драматурга к попытке воспроизвести на сцене "суд над Лениным".
Последней работой М. Шатрова, подытоживающей его размышления над ленинским политическим наследием, над ролью И. Сталина в советской истории, над проблемой сталинизма в целом и его связи со всем предшествующим, стала пьеса "Дальше... дальше... дальше!" (1988), окончательно оформившая понятие "политический театр М. Шатрова".
В 1990 стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.
Умер в Москве 23 мая 2010 на 79-м году жизни от сердечного приступа.
Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Киносценарии:
1975 — Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
1976 — Моя любовь на третьем курсе
1980 — Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
1981 — Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
1984 — Когда другие молчали (совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом) и другие.
Проза:
«Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) — роман-хроника.
|