Опытным журналистом, разгадавшем в ретушёре будущего большого фотографа, был Дмитрий Бразуль, руководитель РОСТа (специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны).
Он же посоветовал Шайхету отнести свои фото не только в «Рабочую газету», но и в журналы «Красная нива» и «Московский пролетарий».
Работы молодого автора быстро привлекли внимание – его мастерство росло с каждым днем.
Фотографии Аркадия Шайхета стали неизменно появляться в каждом номере «Советского фото», начиная с самого первого, вышедшего в 1926.
Шайхет превосходно справлялся с любыми репортажами – его знали во многих московских редакциях, часто и с удовольствием публиковали.
Он снимал первомайские демонстрации, похороны Ленина, Пленум V конгресса Коминтерна.
В 1925 Михаил Кольцов пригласил фотографа в журнал «Огонёк». Работа в «Огоньке» дала невиданные ранее творческие возможности – стоит лишь упомянуть, что специально для редакции «Огонька» был куплен самолёт, который позволял фотографам успевать на важные мероприятия практически в любой точке огромной страны.
В 1926 на открытии Шатурской ГРЭС Аркадий Шайхет сделал один из своих самых знаменитых снимков – «Лампочку Ильича».
На других снимках Шайхета этого времени - колхозники, красноармейцы, спортсмены.
Первая выставка, в которой принимали участие несколько работ фотографа, была организована Ассоциацией московских фоторепортёров и состоялась в 1926.
В 1928 на выставке «Советская фотография за 10 лет» Шайхет выставил уже 60 своих фоторабот, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы.
В 1931 фотограф принимал участие в выставке «огоньковских» фотографов в Лондоне.
Английские репортажи об этой выставке пестрели словами «выдающиеся», «поразительные», «исключительные», а Бернард Шоу заявил, что «…советское искусство оставило далеко позади современное западно-европейское».
Летом 1935 Шайхет вошёл в число двадцати трёх участников выставки «Мастера советского фотоискусства».
В экспозиции было представлено около двадцати его фотографий («Корабль степей» (1934), «Самолёт в Колхозе» (1934), «Сортировка зерна» (1933), «Катки» (1930), «Лыжный поход красноармейцев» (1929), «Утренняя зарядка» (1927)).
Главные причины успеха Аркадия Шайхета – фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулёзность, умение выхватить самую суть момента и выстроить идеальную композицию.
Возможности отказаться от задания редакции или просрочить его выполнение для фотографа просто не существовало.
А задания были самые разные, даже рискованные.
Умение войти в контакт, расположить к себе своего героя тоже всегда было сильной стороной Шайхета.
В отношении ракурса Шайхет любил верхние точки – для съёмки он забирался на крыши, деревья, колокольни.
Однажды он залез на крышу Киевского вокзала и провалился там сквозь стекло, но успел за что-то ухватиться и сделал нужную фотографию.
Однако времена менялись, и работа Шайхета в «Огоньке» подходила к концу.
Фотограф не вступал в партию и отказывался занимать руководящие должности. Постепенно ему перестали поручать ответственные съёмки, и в 1938 Шайхет был вынужден уйти из «Огонька», которому отдал почти тринадцать лет жизни.
Великую Отечественную войну Шайхет прошёл фронтовым фотокорреспондентом.
Он работал в «Фронтовой иллюстрации», печатался в «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде».
Одним из первых его снимков военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги.
Шайхет участвовал в боях наряду с красноармейцами, а в сражении под Кенигсбергом вместе с шофёром на редакционном грузовике вывёз с поля боя пятнадцать раненых, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Шайхет запечатлел эпизоды битвы под Москвой, Сталинград (здесь в 1942 был сделан его знаменитый снимок «Политрук»), Курскую дугу, сражения в Белоруссии, взятие Берлина.
Закончил войну Аркадий Шайхет в Берлине, а летом 1945 он уже снимал встречу советских воинов на Белорусском вокзале.
|