Он пользовался поддержкой британского правительства и расположением королевы Виктории.
В 1824 Монтефиоре оставил бизнес и целиком занялся общественной и филантропической деятельностью.
Он развивал активную деятельность за улучшение жизни различных меньшинств на Ближнем Востоке и других местах.
Будучи членом Совета сефардской еврейской общины Лондона, вложил крупные средства и энергию в улучшение школьного образования среди евреев, основал больницу и общество помощи бедным еврейским невестам и передал общине 13 домов.
В 1830-х Монтефиоре активно участвовал в борьбе за право евреев быть избранными в парламент и назначаться на общественные должности без принятия присяги «по истинной христианской вере».
Влияние и престиж Монтефиоре в Англии значительно возросли благодаря его роли в борьбе за отмену рабства в британских колониях.
В 1835, совместно с Ротшильдами, предоставил английскому правительству большой заём для компенсации убытков владельцам плантаций в связи с уничтожением рабства.
В 1837 он был избран шерифом Лондона и графства Мидлсекс (где он фактически отменил смертную казнь), стал первым евреем, удостоенным членства в Лондонском королевском обществе, и был возведён королевой Викторией в рыцарское звание.
С конца 1830-х Монтефиоре становится признанным лидером английского еврейства. Он был президентом Совета Депутатов Британских Евреев в течение 39 лет, с 1835 по 1874 – рекордно долгий срок в истории организации.
До самой своей смерти он занимался филантропией и защитой во всём мире евреев — жертв клеветнических наветов, преследований и бесправия.
Он сыграл значительную роль в прекращении Дамасского дела (1840), спасении жертв навета в Марокко (1864), облегчении участи преследуемых евреев острова Корфу, Румынии (1867), Ионийских островов и других мест. Используя свои обширные дипломатические связи, он пытался также предотвратить или остановить еврейские погромы в Бейруте, на Родосе и других местах.
Монтефиоре дважды посетил Россию (в 1846 и 1872), где был удостоен всяческих почестей (в частности, он был принят Николаем I и Александром II) и получил от властей ряд обещаний по еврейскому вопросу, которые, однако, остались невыполненными.
Монтефиоре вступился за евреев России и во время Кутаисского дела, в связи с которым он выражал готовность снова приехать в Петербург, невзирая на преклонный возраст.
Нередко Монтефиоре жертвовал крупные суммы целым еврейским общинам, находившимся в бедственном положении (например, в 1859 общине Марокко; в 1872 общине Персии).
Монтефиоре выступал и в защиту других преследуемых национальностей. Так, на резню христиан восставшими в Сирии друзами Монтефиоре ответил инициативой создания Англо-Сирийского фонда помощи пострадавшим.
Монтефиоре сыграл важную роль в улучшении экономического положения еврейских поселенцев в Палестине. Монтефиоре посетил страну семь раз (в 1827, 1839, 1849, 1855, 1857, 1866 и 1875). После первой поездки он начал строго соблюдать еврейские традиции.
Уже со второй поездки, наряду с пожертвованиями живущим там в крайней нужде евреям, стремился к созданию для них постоянных источников заработка и уменьшению их зависимости от пожертвований из-за границы.
Предметом особой заботы Монтефиоре было улучшение экономического положения и санитарных условий жизни еврейского населения Иерусалима: по его инициативе и при его содействии в городе были открыты аптека и поликлиника, в которую он в 1843 направил доктора Ш. Френкеля, первого дипломированного врача в стране; возведён первый еврейский квартал вне стен Старого города — Мишкенот-Шаананим (1860; позднее на средства основанного Монтефиоре фонда был построен квартал Иемин-Моше и ряд других, носящих его имя); организована типография, куда он прислал из Лондона печатный станок; создана и оснащена оборудованием ткацкая фабрика; построена ветряная мельница («мельница Монтефиоре»); открыта первая в стране ремесленная школа для девушек и многое другое.
Глубокий интерес проявил Монтефиоре к святым местам Палестины; благодаря ему была приведена в порядок гробницу Рахили и укреплена Западная стена в Иерусалиме.
Жизнь Монтефиоре тесно переплелась с городом Рамсгит (графство Кент) на юго-востоке Англии. Ещё в 1830-х он вместе с женой Юдит приобрёл там пригородный домик на восточном утёсе, в викторианском еврейском стиле. В городе пышно праздновали 99-летний и 100-летний юбилеи Монтефиоре, и все местные благотворительные общества и церкви воздали ему должное.
Столетний юбилей Монтефиоре также торжественно отмечали как национальное событие в Британии, еврейских общинах Палестины, евреями по всей Восточной Европе и Ближнему Востоку.
В своём домике на восточном утёсе он основал и финансировал ешиву (еврейскую религиозную школу), названную в честь Юдит после её смерти в 1862.
В подвале дома он соорудил красивую синагогу в итальянском стиле.
Около дома находится могила его жены.
Позже там был похоронен и он сам.
Мозес Монтефиоре скончался 28 июля 1885 в Рамсгите (Англия) в возрасте 100 лет.
|