Начинал поэтическую карьеру как символист. Дружбу с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень».
Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922.
Отношение Мандельштама к революции было неоднозначным: то он мужественно принимает «скрипучий поворот руля» и невозможность уклониться от уготовленного историей пути, считает революцию «Ренессансом коллектива», то всё это перемежается с щемящей тоской по безвозвратно ушедшему миру.
С мая 1925 по октябрь 1930 наступает стиховая пауза в творчестве. Написанная с блеском исповедальная проза Мандельштама — сборник автобиографических рассказов «Шум времени» (1925) и полная личных переживаний повесть «Египетская марка» (1928) — рисует культурно-историческую картину царствования Николая II и духовный кризис интеллигента.
В 1920-х Мандельштам много переводил не только поэзию (старофранцузский эпос, современная грузинская лирика и прочее), но и прозу современных зарубежных писателей (в том числе роман на еврейскую тему — Б. Лекаш «Радан Великолепный», 1927, со вступительной статьей Мандельштама о французско-еврейских писателях).
В 1928 печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
Хотя Мандельштам, в отличие от ряда русских писателей-евреев, не пытался скрывать свою принадлежность к еврейскому народу, его отношение к еврейству было сложным и противоречивым. С болезненной откровенностью в автобиографическом «Шуме времени» Мандельштам вспоминает о постоянном стыде ребенка из ассимилированной еврейской семьи за свое еврейство.
В 1930 Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов, в которых демонстративно рвёт не только с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берёт на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня», не опирающейся на достижения предшественников.
Обострившаяся с начала 1930-х политическая ситуация заставила Мандельштама ещё резче реагировать на трагедию народа, а свою нищету и обездоленность осознать как типичную судьбу поэта в России.
В начале 1930-х Мандельштам написал ряд лирических стихотворений с явной политической окраской: «Ленинград», «Ламарк», «Мы с тобой на кухне посидим», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Квартира тиха, как бумага», «Холодная весна. Голодный Старый Крым».
В ноябре 1933 в антисталинском стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны» Мандельштам открыто осудил палача и его окружение, тех, кто залил страну кровью.
|