Четырнадцать месяцев спустя, он переселился в Берлин (1821).
Пребывание в Берлине, несмотря на усиливавшуюся тогда политическую реакцию, очень благотворно повлияло на него.
Гейне постепенно стал выступать на литературном поприще.
В конце 1821 появились в печати отдельной книгой прежде помещённые в журналах, с добавлением новых, стихотворения, в которых автор заявил себя романтиком, певцом любви и поэтом в народном духе.
Они встретили восторженный приём в публике и печати. За ними, в начале 1823, последовали трагедии “Альманзор” и “Ратклиф”, и сборник чисто-лирических стихотворений, закрепивших его славу.
Ему приходилось, однако, не мало терпеть от клеветы и инсинуаций за смелое отношение к многим традиционным вопросам религии, морали и нравов.
Это тяжело отзывалось и на его материальном положении, так как недоброжелатели выставляли его в дурном свете пред дядею Соломоном, который помогал ему. Ко всему этому присоединилась сильная нервная болезнь.
В 1821 поэт издал первый сборник лирики. Тогда же стал членом Общества культуры и науки евреев, которое преследовало просветительские и реформистские цели.
В тяжёлом настроении он уехал для окончательного приготовления и сдачи выпускного экзамена в ненавистный ему Геттинген (1824).
Осенью этого года он совершил по Гарцу и Тюрингии путешествие. Весною 1825 он получил степень доктора юридических наук.
В 1825 Гейне принял лютеранство в надежде получить доступ к государственной или университетской службе. Отступничество стало для Гейне на всю жизнь источником угрызений совести и огорчений; сразу после крещения он писал:
«Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему». Став христианином, Гейне продолжал оставаться для немецких властей прежде всего радикалом и к занятию какой-либо должности так и не был допущен.
Дамасское дело (обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве исчезнувшего христианского священника и его слуги в 1840 с целью использования их крови для выпечки мацы) побудило Гейне прямо выступить в защиту прав евреев.
Тогда же он выпустил в свет 1-й том “Путевых картин” (“Путешествие на Гарц”, “Возвращение на родину”, “Северное море” и несколько мелких стихотворений), имевший громадный успех, но подвергнувшийся запрещению в Геттингене, а потом и во многих других городах Германии. Ещё более сильное действие во всех лагерях произвёл, вышедший скоро после того 2 том “Путевых картин “, восторженно встреченный публикой и частью критики, и запрещённый в Ганновере, Пруссии, Австрии, Мекленбурге и большинстве мелких государств.
И Гейне счёл благоразумным уехать на время в Лондон.
По возвращении оттуда он прожил некоторое время в Гамбурге, где выпустил, под общим заглавием “Книги Песен”, полное собрание написанных и напечатанных им до того времени стихотворений.
Затем он отправился путешествовать по Италии, по возвращении откуда в Берлин выпустил в свет 3-й том “Путевых картин” (“Путешествие от Мюнхена до Генуи” и “Луккские воды”), который тотчас же был запрещён в Пруссии.
Гейне уехал из Берлина, поселился на время в Гамбурге.
В Париж Гейне прибыл в мае 1831 и принялся за корреспонденции из Парижа в “Allgemeine Zeitung”. За этим последовали работы в ином роде, писавшиеся по-французски для парижских журналов и затем переводившиеся автором на немецкий язык: “Романтическая Школа”, “К истории религии и философии в Германии”, “О Германии” и другие.
Поэма “Зимняя Сказка”, в которой с беспощадным, часто даже циническим остроумием заклеймена господствовавшая тогда в Германии смесь средневекового феодального порядка и “квасного” патриотизма.
Заметно ухудшилось здоровье поэта, появились зловещие нервные припадки. Старая болезнь пошла вперед исполинскими шагами.
В мае 1848 Гейне полуслепой, полухромой, в последний раз вышёл из дому на прогулку, и с тех пор уже до самой смерти остался прикованным к своей “матрацной могиле”.
Ужасные страдания, не мешали ему однако, сохранить удивительную мощь духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких прозаических произведениях (“Боги в изгнании”, “Стихийные духи”, “Признания” и других.), а главное — в стихотворениях, составивших циклы “Романсеро”, “Лазарь” и “Последние стихотворения”, которые сам автор назвал “Жалобою, выходящею как бы из гроба”.
Пессимизм и отчаяние дошли здесь до последнего предела.
К этому же времени относится и окончание его “Мемуаров”.
Окружённый попечениями жены, поэт мучительно доживал последние дни.
Ещё 13 февраля 1856 он писал шесть часов сряду (свои мемуары); 16-го, после обеда, сказал: “бумаги и карандаш”, но то были последние слова его.
17 февраля 1856 Генриха Гейне не стало.
Он похоронен на кладбище Монмартр; над могилою жена его поставила памятник, на плите которого вырезаны всего два слова: “Henri Heine”.
Гейне остался непоколебимо до конца жизни благородным человеком и гражданином.
Как поэт-лирик он достиг непревзойдённого мастерства.
В гитлеровской Германии произведения Гейне сжигали.
Использована статья П. И. Вейнберга “Гейне” из “Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона”.
|