С 1854 и до конца жизни был доцентом Бреславской раввинской семинарии, ректором которой был З. Франкель.
В 1869 Грец получил звание почётного профессора Бреславского университета. Посетил в 1872 Палестину. В 1888 Грец был избран почётным членом Испанской королевской академии наук в Мадриде.
Главным трудом Греца является «История евреев с древнейших веков до настоящего времени» (11 томов, 1853–1875). Труд Греца был первым систематическим изложением истории евреев как летописи духовной жизни народа.
Исторический материал был обработан Грецом в духе традиционного иудаизма; так, он отвергал принятые в исторической науке тех лет теории о различных источниках Пятикнижия.
Однако несколько критический подход Греца к другим библейским текстам вызвал недовольство ортодоксальных кругов.
Летопись еврейского народа Грец начинает с завоевания Ханаана Иехошуа бин Нуном. Библейские источники Грец принимал как исторически достоверные, а при описании исторических событий периода Второго храма он использовал труды Иосифа Флавия и критические толкования талмудических и новозаветных текстов.
Вся история еврейского народа после разрушения Храма рассматривается Грецом как поступательный процесс развития идеи иудаизма, в котором доминирует рациональное начало.
Поэтому он отрицательно относился к таким мистическим течениям, как каббала и хасидизм, с одной стороны, а с другой — к возникшему в то время реформистскому движению в иудаизме, считая их чужеродными явлениями.
Исходя из своей высокой оценки иудаизма и анализируя всё то, что христианская церковь совершила против евреев, Грец пришёл к выводу о неспособности христианства как религиозного и этического учения служить основой здорового общества.
Он подверг исторической критике литературные источники христианства, что вызвало сильный антагонизм шовинистически настроенной немецкой публики и явное недовольство ассимилированных евреев.
«История евреев» была огромным научным достижением. Для создания своего труда Грец впервые привлёк обширный круг печатных источников на разных языках, в том числе новейшие труды по всеобщей истории.
Сочетая метод историко-филологического анализа и научную интуицию, Грец осветил ряд важных исторических событий в жизни еврейского народа. Документы, обнаруженные в Каирской генизе после смерти Греца, подтвердили ряд его предположений.
«История евреев» Греца — это история еврейской мысли и страданий народа. Труд Греца произвёл сильное впечатление на общественность его времени и оказал определяющее влияние на дальнейшее развитие еврейской исторической науки.
«История евреев» была переведена на иврит (1890–1899) и идиш, а также на русский (полностью в 1904–1907), английский, французский и другие языки.
Умер Грец в Мюнхене 7 сентября 1891.
Похоронен на еврейском кладбище Вроцлава.
|