Пётр Столярский в своё время часто шуточно называл школу своего имени «фабрикой талантов».
В 1937 победителем на международном конкурсе Эжена Изаи в Брюсселе стал его ученик Давид Ойстрах, и все призовые места и лауреатские звания также получили его воспитанники – Елизавета Гилельс, Борис (Буся) Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц.
За это И. Сталин собственноручно вручил Столярскому ключи от машины, орден Трудового Красного Знамени и серебряный сервиз.
И в ответ на слова главы государства:
«Довольны? Вы подарили стране музыкантов, а мы вам это…» – он посмел ответить:
«Заберите свои подарки, а в Одессе постройте ещё одну школу для одарённых детей!».
Феномен Столярского – это, прежде всего, феномен музыкального педагога высочайшего класса.
Столярский был потомственным клейзмером - музыкантом, игравшим на свадьбах, похоронах и так далее.
Особенностью скрипичной школы Петра Столярского было воспитание в маленьком человеке всесторонне развитого музыканта, будущего большого артиста – с первых же его шагов в музыке.
Он, без преувеличения, создал отечественную скрипичную школу и именно в том виде, в каком её знает весь мир.
Имя легендарного скрипичного педагога, гения преподавательского дела Петра Столярского, прославившего Одессу, в которой он прожил сорок три года, известно всему миру.
Яркая личность Столярского нашла отражение в рассказе И. Бабеля (обучавшегося в детстве у Столярского) «Пробуждение» (1931) и в романе И. Друкера «Клезмер» (идиш, 1940; в русском переводе «Музыканты», 1964).
Известные ученики:
Елизавета Гилельс;
Борис (Буся) Гольдштейн;
Михаил Гольдштейн;
Натан Мильштейн;
Давид Ойстрах;
Самуил Фурер;
Михаил Фихтенгольц и другие.
В начале войны Столярский эвакуировался на Урал в Свердловск.
Там он и умер 29 апреля 1944, через несколько дней после освобождения Одессы.
Похоронен на Широкореченском кладбище, Екатеринбург.
|