С 1912 Нейгауз вновь стал заниматься у Годовского в Школе мастеров при Венской академии музыки и сценического искусства, которую с блеском окончил в 1914.
В октябре 1916 Нейгауз приехал в Тифлис, где стал работать в будущей консерватории, называвшейся тогда Музыкальным училищем Тифлисского отделения и императорского Русского музыкального общества.
С октября 1919 по октябрь 1922 был профессором Киевской консерватории.
Невзирая на большую педагогическую нагрузку, дал за эти годы много концертов с разнообразнейшими программами.
В октябре 1922, по требованию наркома А. В. Луначарского, Нейгауз был переведён в Московскую консерваторию.
В 1922 Нейгауз стал профессором Московской консерватории. В течение сорока двух лет продолжалась его педагогическая деятельность в этом прославленном вузе, давшая замечательные результаты и во многом способствовавшая широкому признанию советской фортепианной школы во всем мире.
В 1935—1937 Нейгауз был директором Московской консерватории. В 1936—1941 и начиная с 1944 года до самой смерти в 1964 — заведующий кафедрой специального фортепиано.
Он играет в сольных и в симфонических концертах, выступает с квартетом имени Л. Бетховена. Сперва с Н. Блиндером, затем с М. Полякиным Генрих даёт циклы сонатных вечеров.
Программы его концертов включают произведения самых различных авторов, жанров и стилей.
Он неизменно притягивал к себе, воодушевлял и вдохновлял своей игрой. Он был всегда иным и в то же время одним и тем же художником-творцом: казалось, что он не исполнял музыку, а здесь же, на эстраде, её созидал.
Не было ничего искусственного, шаблонного, скопированного в его игре.
Он владел нежнейшими звуковыми красками для передачи тончайших оттенков чувства.
И вместе с тем был взыскательно строг к себе, относясь критически к каждой детали исполнения.
Начиная с 1932, многочисленные ученики Нейгауза завоевали премии на самых представительных всесоюзных и международных конкурсах пианистов — в Варшаве и Вене, Брюсселе и Париже, Лейпциге и Москве.
Школа Нейгауза — могучая ветвь современного фортепианного творчества. Его ученики — Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Евгений Малинин, Станислав Нейгауз, Владимир Крайнев, Алексей Любимов.
В 1958 в Музгизе вышла его книга «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога».
Скончался Генрих Нейгауз 10 октября 1964 в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.
|