Еврейское общество Берлина предложило Вайнбергу работу по надзору за кашрутом, но он отказался.
Иехиэль согласился на низкооплачиваемую должность раввина маленькой общины выходцев из Восточной Европы, базировавшейся в районе Берлина Шарлоттенбург.
Довольно скоро он стал писать в еврейских журналах на немецком языке. После окончания войны вышли в печати очерки Вайнберга по художественной литературе на иврите.
После Первой мировой войны Вайнберг решил остаться в Германии. Он получил диплом Ковенской Еврейской реальной гимназии.
Этот диплом, а также рекомендательное письмо Альберта Эйнштейна открыли Вайнбергу двери немецких университетов.
Академическая карьера Вайнберга началась в 1919-1920 в Берлинском университете.
В начале 1935 Вайнберг был официально назначен ректором Берлинской раввинской семинарии.
Хрустальная ночь 9 ноября 1938 стала для него полной неожиданностью.
С этого дня семинария закрылась, как оказалось, навсегда.
В конце 1938 гестапо приказало Вайнбергу покинуть Германию. Тот был вынужден спешно оставить страну с минимальным количеством вещей.
Точная дата отъезда неизвестна, предположительно в марте 1939.
По счастью, его главный ученик, раввин Элиэзер Беркович, уехавший немного ранее, спас многие рукописи Вайнберга, вошедшие позднее в сборник респонсов «Sridei еsh».
В конце августа 1939, за несколько дней до начала Второй мировой войны, Вайнберг возвращается в Варшаву. Там его и застало начало войны.
В Варшаве Вайнберга выбрали президентом «Объединения раввинов», а также президентом Высшего раввинского суда Польши.
Он являлся главой комитета помощи раввинам и ученикам иешив, работал с организацией «Джойнт», вёл переписку о помощи из-за границы.
Вайнберг был брошен в тюрьму «Павяк», где провёл две недели. Затем он был переведён в тюрьму для советских граждан, где условия были несколько лучше.
Следующим пунктом был лагерь для перемещённых лиц, куда его перевезли в октябре 1941 вместе с 40 литовцами.
Позже его перевели в крепость Вюльцбург близ Вайсенбурга в Баварии, предназначенную для советских военнопленных и контролируемую армейскими властями, а не СС.
Почему Вайнберг был помещён в условия, при которых можно было выжить, до конца не ясно.
Историк Марк Шапиро считает, что первоначально нацистские власти надеялись использовать Вайнберга при обмене пленных, а потом просто забыли про него.
В апреле 1945, когда американские войска освободили узников, Вайнберг оказался под опекой американских солдат-евреев в Вайсенбурге.
Шок от известий о Холокосте был так силён, что Вайнберг снова попал в больницу соседнего города Нюрнберга, где пробыл девять месяцев.
Когда стало известно, что последний ректор берлинской раввинской семинарии жив, у него появились посетители, старые друзья, преимущественно из Америки. К тому времени здоровье Вайнберга улучшилось.
В июне 1946 покинул Германию навсегда, поселившись в Монтрё, на берегу Женевского озера.
Вайнберг был известный «посек», то есть раввин, решающий какова галаха в новых, не имеющих прецедентов, случаях.
После войны его значение в этом качестве резко выросло.
Многие европейские раввины погибли, кроме того, ученики Вайнберга были разбросаны по всему свету, и несли туда весть о своём учителе из семинарии.
В итоге, отношение к решениям Вайнберга стало гораздо более внимательным.
В этот период сборник его респонсов внимательно изучается всеми современными специалистами по Галахе, его мнение запрашивается главным раввином Израиля.
Рабби Иехиэль Яаков Вайнберг оставил этот мир 24 января 1966.
Его тело было доставлено для захоронения из Швейцарии в Израиль.
Похоронен Иехиэль Яаков Вайнберг на кладбище «Гар а-Менухот», где похоронены многие великие раввины.
|