Когда немцы оккупировали Чехословакию, неподалеку от Праги, в маленьком городке Терезин, создан был единственный в своём роде еврейский концентрационный лагерь.
Сюда свезли около 60 тысяч человек со всей Европы, среди которых было множество выдающихся людей, - художников, поэтов, музыкантов.
Лагерь был разрекламирован как особенно комфортабельный. Состоятельным евреям предлагалось даже покупать себе место в Терезине, хотя на деле положение жителей терезинского гетто было таким же тяжёлым, как и в других лагерях: чудовищные бытовые условия, рабский труд.
За время существования лагеря здесь умерло 150 тысяч человек, 88 тысяч были переправлены в другие лагеря; из них выжило 3500. Из нескольких тысяч терезинских детей не спасся практически никто.
Необычным было лишь полное равнодушие комендатуры к тому, что происходило в лагере, - только бы не нарушались установленные правила.
Поскольку количество талантливых людей на квадратный метр здесь безусловно превысило критическую массу, в Терезине образовался крупнейший центр европейской еврейской культуры.
Учителя учили детей по лучшим методикам, врачи оперировали, музыканты исполняли произведения запрещённых на воле композиторов, устраивали концерты и ставили оперы, действовала маленькая синагога - и ограничений всему этому не ставилось.
В Терезине творились чудеса: исполнялись оратории Гайдна, "Реквием" Верди, ставились оперы Моцарта, Сметаны, давались многочисленные концерты - Брамс, Шопен - иногда по несколько в день! Процветала музыкальная критика.
Осенью 1944, когда немцы уже явно терпели поражение, кому-то пришла в голову мысль использовать Терезин в пропагандистских целях, чтобы обелить лагерь в глазах мировой общественности.
В Терезине наскоро возвели потёмкинские деревни в виде фасадов кафе и специального музыкального павильона (прежде музыканты репетировали и давали концерты где придётся), а немецкий режиссёр Курт Герон снял о Терезине фильм под названием "Фюрер дарит евреям город".
Допущенная в Терезин комиссия международного "Красного Креста" осталась довольна.
Созданное в застенках творческое наследие Виктора Ульмана впечатляет: три фортепианные сонаты, струнный квартет, несколько дюжин песен, оркестровые работы.
Также Ульман сделал несколько вокальных аранжировок песен на идиш и иврите.
Ульман не только писал многочисленные обзоры концертов. В Терезинштадте он также создал несколько эссе и оперное либретто, он вёл литературный дневник и опубликовал сборник стихов и афоризмов "Странный пассажир".
Самое значительное из созданных в Терезине произведений - опера Ульмана "Император Атлантиды или Падение Антихриста".
Содержание оперы таково: Смерть забастовала и отказалась забирать людей с Земли.
Вскоре люди осознали, какое это бедствие. Император Атлантиды просит Смерть вернуться, но та ставит условие: он должен умереть первым.
И император приносит себя в жертву.
16 октября 1944 его вместе с женой перевезли в Освенцим, где 18 октября 1944 он погиб.
|