и необходимости его законодательного урегулирования.
Ленин был решительным противником антисемитизма во всех его проявлениях. Он гневно осуждал еврейские погромы и утверждал, что «только совсем темные и забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой о евреях», и резко протестовал против антиеврейской политики царских властей, отмечая, что «наиболее угнетенная и затравленная нация — еврейская».
Ленин неоднократно требовал предоставления полного равноправия евреям России.
Личное отношение Ленина к евреям было неизменно положительным, и ему даже принадлежат, по свидетельству современников, высказывания: «Мы [русские] — народ, по преимуществу талантливый, но крайне ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови».
Позиция Ленина по еврейскому вопросу была, вместе с тем, незначительной частью созданной им большевистской идеологии и всецело определялась интересами политической борьбы.
В основе этой позиции был решительный отказ Ленина рассматривать еврейство как отдельную нацию.
Соответственным было отношение Ленина к сионизму, сторонников которого он постоянно клеймил как реакционеров.
Ленин и еврейские погромы рассматривал, прежде всего, как помеху делу революции.
Ленин постоянно подчеркивал, имея в виду прежде всего еврейскую проблему, как наиболее острую в России, что для него национальный вопрос, то есть равноправие наций и ликвидация национального гнета — это вопрос второстепенный, который следует полностью подчинить потребностям классовой борьбы, экономического развития и государственно-административного управления.
С этих же позиций Ленин подходил и к проблеме еврейской национальной культуры, сама идея которой была для него совершенно неприемлемой. Ленин решительно возражал и против идеи культурно-национальной автономии.
Для Ленина требование безусловного равноправия евреев, в отстаивании которого он был неизменно последователен на протяжении всей жизни, предполагало их добровольную и безболезненную ассимиляцию.
Решающую роль в политике Ленина в еврейском вопросе после революции сыграло стремление использовать его в качестве одного из средств сохранения и упрочения власти большевиков. Ленин одобрил признание идиш национальным еврейским языком.
Хотя эти меры носили тактический и временный характер, они в некоторой степени способствовали развитию еврейской национальной культуры и национального самосознания еврейских масс в СССР.
Проводимая одновременно по указанию и при поддержке Ленина политика преследования сионистов, борьба против еврейской религии и традиций и запрещение иврит языка привели впоследствии к почти полному уничтожению еврейской культуры в СССР.
Тем не менее, при жизни Ленина открытых проявлений антисемитизма в политике советских властей не было. Они появились лишь после его смерти и приобрели особенно явные формы вскоре после окончания Второй мировой войны и в последующие годы.
Знаменательно, что при перезаписи в 1961 г. речей Ленина, записанных на граммофонные пластинки при его жизни, была исключена лишь речь, направленная против антисемитизма.
21 января 1924 года в подмосковном имении Горки Ленин Владимир скончался. Тело Ленина поместили в мавзолей на Красной площади в Москве.
Использован материал с сайта: http://www.eleven.co.il/article/12414
(Для ознакомления с философскими взглядами, политической, государственной деятельностью В.Ленина – смотрите специальную литературу).
|