В конце 1920-х гг. Ман заново открыл соляризацию — фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива, и превратил ее в художественный прием.
В результате применения этих средств обычные предметы и образы на фотографиях Мана трансформировались в фантастические и таинственные.
Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925).
Снял несколько авангардистских фильмов ("Морская звезда", по стихотворению Р.Десноса, и другие), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт».
Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто, серию ню, для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм (1934).
Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже, введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики.
В 1940—1951 годах снова жил в США, преподавал живопись и фотографию.
В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти.
В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри.
Персональные выставки Мана проходили в Нью-Йорке (1915, 1973), Париже (1926, 1972, 1980, посмертно), Чикаго (1929), Лондоне (1939), Лос-Анджелесе (1966), Вашингтоне (1988) и других городах.
Скончался Рэй Ман 18 ноября 1976 года в Париже.
Похоронен на кладбище Монпарнас.
В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.
|