В Училище преподавали многие выдающиеся русские живописцы, в том числе К. Коровин и С. Малютин, чью портретную мастерскую художник окончил в 1916.
Уже во время учёбы в МУЖВЗ Кацман чётко определил свои художественные позиции.
Евгений был в числе первых застрельщиков борьбы за реализм.
В марте 1922, перед открытием очередной, 47-й выставки Товарищества передвижников, состоялся бурный диспут.
Художники искали новые формы реалистического искусства. Итогом дискуссии явилось решение о создании Ассоциации художников революционной России (АХРР).
Кацман стал одним из лидеров АХРР. Его можно было видеть в числе бессменных организаторов выставок АХРР, дискуссий и творческих встреч, поездок по стране.
В 1926 Кацман посетил замечательного русского живописца И. Е. Репина в Куоккале, отошедшей к Финляндии.
Оттуда художник привёз воспоминания об интересных беседах и карандашный набросок Ильи Ефимовича, послуживший основой для пастельного портрета И. Е. Репина (1944).
Одной из художественных задач, которые ставил перед собой Кацман, стало создание портретной галереи активных участников революции.
Художник рисовал с натуры многих партийных и государственных деятелей.
Но портретируемые, как правило, были людьми занятыми, отчего у мастера постоянно возникали вынужденные перерывы в работе.
Это заставило художника отказаться от техники масляной живописи и обратиться сначала к чёрному и цветным карандашам, а затем надолго увлечься пастелью.
В своём творчестве Кацман никогда не изменял правилу писать только с натуры.
Писал портреты он необычайно долго, тщательно, требуя от своих моделей многократного позирования.
Подчас художнику бывало трудно отойти от документальной точности фиксирования внешности портретируемого.
Он непрерывно ищет собственный предельно лаконичный стиль, который отличается строго линейной основой рисунка, где цвет выполняет лишь вспомогательную роль.
Моделями живописца были Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, М. В. Фрунзе, Е. М. Ярославский,
К. Е. Ворошилов, писатель Л. М. Леонов, президент ГАХН (Государственная академия художественных наук)
П. С. Коган.
Часто художник обращался к групповому портрету. Наиболее известны следующие его работы: "Слушают. Заседание сельской ячейки" (1925), "Ходоки у Калинина" (1927), "Калязинские кружевницы" (1928), "Автопортрет с семьей" (1927), "Моя семья" (1930). В работах 1930-х художник пытается отойти от чрезмерно тщательной линейно-пластической трактовки формы, придать цвету большую эмоциональную нагрузку. Расширяется жанровая тематика.
Мастер пробует свои силы в пейзаже и натюрморте, которые нередко вводил в многофигурные композиции в качестве фона и раньше.
Полотна Кацмана военного времени "Вести с фронта", "От Советского Информбюро" — всё те же излюбленные многофигурные композиции.
В 1947 к тридцатипятилетию творческой деятельности Е. А. Кацмана, избранного членом-корреспондентом Академии художеств СССР, была устроена персональная выставка.
В 1950-1960-е художник продолжает активно работать, пополняя начатую в 1920-е портретную галерею своих современников.
В честь восьмидесятилетия со дня рождения Евгению Александровичу Кацману присвоено почётное звание народного художника РСФСР и организована большая выставка.
Скончался Евгений Кацман 31 июля 1976 в Москве.
Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
|