Гуревич считался эрудитом, великолепно образованным специалистом. Его роль на начальном этапе деятельности ОКО (опытный конструкторский отдел) при разработке И-200 была исключительно велика.
8 декабря 1939 организовали новый Опытный конструкторский отдел. Руководителем ОКО-1 был назначен молодой военпред этого завода Артём Иванович Микоян. Его заместителями были назначены М. И. Гуревич и В. А. Ромодин, а отделу передан проект самолета Поликарпова.
Следует подчеркнуть, что А. И. Микоян колебался, получив от руководства наркомата предложение возглавить опытный конструкторский отдел, и согласился лишь при условии, что его заместителем будет М. И. Гуревич.
Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана. Совместная работа Микояна и Гуревича - один из таких примеров, слитый воедино в названии самолета.
МиГ-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошёл зарубежные аналоги.
После войны М. Гуревич совместно с А. Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9 (1945), МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1949), а также сверхзвуковые истребители МиГ-19 (1955), МиГ-21 (1958) и другие боевые самолёты.
Ещё не стихли залпы орудий на полях Второй мировой, а коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолётов.
Мировую славу его творцам принёс истребитель МиГ-15. Его появление в небе Кореи произвело сенсацию. Кстати, МиГ-15 считался в начале 50-х лучшим в мире.
Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.
В 1954 запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер.
Под руководством Гуревича, ставшего к этому времени главным конструктором, разрабатывается уникальный вариант этой машины - СМ-30, способной взлетать с подвижной платформы с помощью порохового стартового ускорителя.
Среди других его разработок - всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150 и МиГ-25.
Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Михаила Иосифовича.
Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощён в конструкциях МиГ-29 и Миг-31 после его вынужденного ухода на заслуженный отдых по состоянию здоровья в 1964 в возрасте 72 лет.
Четверть века отдал Михаил Гуревич работе в КБ Микояна - с 1939 по 1957 он был заместителем главного конструктора, а с 1957 по 1964 - главным конструктором.
12 июня 1957 М. И. Гуревичу было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Конструктор шесть раз становился лауреатом Государственной премии (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
А в 1962 ему была присуждена Ленинская премия.
Этот его "рекорд" по количеству премий не удалось побить никому.
Кроме того, доктор технических наук (1964), М. И. Гуревич был награждён 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Отдельно надо сказать о человеческих качествах Гуревича. Все, кто сталкивался в жизни с Михаилом Иосифовичем, запомнили его как невероятно скромного, простого в обращении с людьми, доброжелательного.
Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском языках.
Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 в С.-Петербурге и был похоронен на Серафимовском кладбище.
|