В 1921—1927 учился во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). Затем преподавал в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932).
Был членом общества «4 искусства», вступил в Московский Союз художников в 1932.
В 1930—1931 дважды посетил сельскохозяйственную коммуну «Войо Ново» (названа на эсперанто), основанную евреями, вернувшимися из Палестины, наблюдения и зарисовки в коммуне оказали сильное влияние на дальнейшее творчество художника.
Начиная с 1931, попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя ещё в 1934 его картины выставлялись во Франции.
Порицался в советских газетах за пессимизм, незаконченность и даже близость к Модильяни.
Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В частности, работал в белорусском ГОСЕТе (Государственном еврейском театре), иногда и в московском ГОСЕТе.
В 1941 семья Аксельрода была эвакуирована в Тамбов, где была и во время Первой мировой войны. Сам Меер Аксельрод остался в Москве, пытаясь узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода, и ожидая призыва в армию.
Вскоре после мобилизации был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съёмочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате.
Был в эвакуации в Алма-Ате в 1941—1943, где оказывал поддержку еврейским беженцам из Польши.
В 1944 в Алма-Ате состоялась персональная выставка Аксельрода.
После войны участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966, там было экспонировано около 250 картин.
После выставки сразу оказался в больнице из-за сердца. В 1968 состоялась персональная выставка в Ростове-на-Дону.
Персональные выставки: 1972 (Москва, посмертно), 1973 (Ленинград, посмертно), 1982 (Москва, посмертно).
Посмертные выставки в 1990-х и 2000-х в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Израиле.
Многие картины Аксельрода посвящены сюжетам из жизни российских евреев, серия «Гетто» (1968—1969), серия «В степи» — по впечатлениям от поездки в сельскохозяйственную еврейскую коммуну в Крыму в 1930—1931.
Автор серии картин «Воспоминания о старом Минске».
Произведения Меера Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Большая часть цикла «Немецкая оккупация» создана Меером Аксельродом в 1942–1943 в эвакуации в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Ужасы войны и холокоста настолько потрясли Аксельрода, что он одну за другой создал десятки картин, рисунков и набросков с говорящими названиями: «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели».
Эта серия, за которую Аксельрода назвали Гойей XX века, не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом.
Аксельрод Меер скончался 10 января 1970 в Москве.
Похоронен на еврейской части Востряковского кладбища Москвы.
|