Творчество Ибн Габироля сильно влияло на сефардскую лирику.
Ибн Габирол кроме того написал ряд произведений, оказавших большое влияние на еврейскую литературу; известны также его философские комментарии к Библии, напоминающие комментарии Филона Александрийского.
В религиозных стихах Ибн Габироля отразились в значительной степени его философские взгляды, особенно в его поэме «Кетер малхут» («Царская корона»), представляющей собой резюме его философской системы.
Его система утверждает единство материи в различных её формах. Учение его сравнительно мало повлияло на средневековую еврейскую религиозную философию.
Главное философское произведение Ибн Габироля «Мекор хаим» («Источник жизни») написано по-арабски и переведено в 1150 на древнееврейский, а затем латинский язык («Fons vitae»).
С течением времени имя автора этой книги — «Ибн-Габирол» — было по неизвестной причине заменено именем «Avicebron».
«Источник жизни» написан в форме диалога между Наставником и Учеником. Название книги, заимствованное из псалма 36:10 «Потому что у Тебя источник жизни, в свете Твоем видим мы свет».
Основные идеи «Источника жизни» заключаются в том, что всё сущее образуется из материи и формы; одна и та же материя простирается по всей вселенной от высших пределов духовного до низших границ физического, и чем дальше она удаляется от первоисточника, тем менее духовной становится.
«Кетер Малхут» («Царская корона») — наиболее известная этико-философская поэма Ибн Габироля, вошедшая в Литургию Судного дня (Йом Кипура), одного из самых важных иудейских праздников, дня, когда человек призывается к покаянию, размышлениям о смысле жизни и оценке своих поступков.
Произведение состоит из 40 стихов, в которых описываются взаимоотношения между Б-гом и людьми. Тема поэмы — судьба человеческой души.
По преданию, Ибн Габирол был убит в молодом возрасте примерно в 1058 арабом, который завидовал его поэтическому дарованию и мудрости.
Чтобы скрыть своё преступление, убийца закопал тело поэта под одной из смоковниц в своём саду. Это дерево расцвело значительно раньше срока и дало невиданное количество крупных и красивых плодов.
На чудесную смоковницу обратил внимание халиф: его слуги допросили хозяина сада — и преступление раскрылось.
|